Отец Роман Кравцов родился 19 июня 1970 года в обычной светской семье, которая была абсолютно равнодушна ко всему религиозному. Семья была читающая, в доме всегда было много книг, родители сумели привить детям любовь к чтению и знаниям. Не забывали приучать сыновей и к труду: с трех лет обоих сыновей родители брали их с собой работать в саду, никогда никому не позволялось отлынивать.
На собственном примере, с добрым уроком и похвалой, растили супруги Кравцовы своих сыновей, потому и удалось воспитать их не боящимися ни работы, ни трудностей. Особенной хозяйственностью отличался Роман, он был настоящим работягой, и это помогло ему в его священнической жизни: на какой бы приход затем его не направляли, везде он сразу становился настоящим хозяином. Работал, не покладая рук и никогда не жаловался.
Он крестился в возрасте 28 лет, осознанно придя к этому решению. На девяностые годы пришелся пик возвращения храмов верующим, люди семьями обращались к вере. Так произошло и в семье Кравцовых: отец, мать и двое их сыновей, услышав зов сердца, приняли Православие и крестились все вместе. И с этого момента они уже не свернули с выбранного пути. И через некоторое время и отец, и сыновья захотели принять священный сан — если на то будет воля Божья.
Первым удостоился священного сана отец семейства Виктор Кравцов, следом его сын Алексей. Роман Кравцов был рукоположен только через два года, после того, как венчался со своей супругой Натальей. В самый последний день двухтысячного года — 31декабря — епископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом Роман был рукоположен в сан диакона в храме Благовещения Пресвятой Богородицы г. Благовещенска. Спустя четыре месяца отец Роман был рукоположен в пресвитерский сан и назначен на служение в храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Благовещенска.
Матушка Наталья, безропотно принявшая выбор своего супруга, как верная жена, всюду следовала за ним, на все приходы, на которых батюшке довелось служить. В 2001 году отец Роман был назначен на приход в городе Сковородино. Край тот был и остается весьма суровым для жизни: буквально голодный и холодный, этот город по праву можно отнести к одному из полюсов холода в Приамурье, где зимой столбик термометра нередко опускается до отметки ниже 50 градусов. По сути, они с матушкой Натальей ехали в никуда, в полную неизвестность, да еще и в такие тяжелые условия. «Может, стоит тебе, отец, одному поехать?» — спросил батюшку друг, искренне переживая за его семью. Но отец Роман был полон решимости: «Нет, нас благословили обоих, значит, вдвоем и будем».
Что их ожидало на новом месте? Съемный дом, даже не дом, а сырая прелая изба, нуждающаяся в капитальном ремонте. Сырость, плесень, рамы в одно стекло, вдобавок дымящая печь – такой дом проще вообще снести да построить заново, но некогда: зима на носу. Другой приуныл бы, но отец Роман весь горел планами. Его не испугали трудности, он сразу же взялся за утепление жилья, в котором ему предстояло жить с семьей, лично занялся ремонтом, на ходу осваивая незнакомые прежде ремесла стекольщика, конопатчика, печника… Так и он жил с семьёй в деревянном холодном доме, в котором в течение дня постоянно надо было топить печь, носить воду, чтобы обстирывать детей. При этом никаких жалоб от него никто никогда не слышал.
Храм, вверенный его заботам, был не на много лучше. Престол в алтаре стоял на жердях, вокруг участка натянута изгородь — колючая проволока. Не храм, а колония строгого режима. Отец Роман не испугался, собственноручно таскал шпалы и вкапывал их в мерзлую землю, и соорудил забор вокруг, а после принялся постепенно облагораживать территорию. Дано ему было с первого взгляда определить, какая работа первостепенна, что и как делать надо, чтобы вышел толк.
Место, что было предназначено для строительства Церкви, — болото возле железной дороги, наполовину ушедшая в воду хибарка с качающейся на единственной уцелевшей петле дверью, рядом помойка, старые дома под снос и неспокойные заросли камыша. А у отца Романа глаза горели: «Будем храм строить!» Его воодушевление подхватывали все вокруг – в мороз минус 50 таскали вручную шпалы, пилили, строили. Летом отец Роман с собственного огородика собирал свежие овощи и приносил строителям: «На здоровье». Всякую свободную минуту шел на стройку и трудился, что-то мастерил, красил, подлаживал.
Стараниями батюшки в Сковородино был воссоздан храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, его духовное общение священника с командованием Сковородинского погранотряда и войнами-пограничниками увенчалось освящением места под строительство часовни на территории части. Отец Роман регулярно посещал легендарное село Албазено и проводил богослужения в местном храме, посещая и окормляя верующих ст. Уруша. А ещё на нем лежали заботы о часовне в честь Святителя Николая Чудотворца, расположенной недалеко от посёлка с удивительным названием Ерофей Павлович. Сам же отец Роман занимал тот же убогий домик напротив церкви, без слез не взглянешь — некогда было пастырю подумать о хорошем жилье для себя, да и не на что.
В скромных ветхих стенах ютилась вся его большая семья, удобств никаких, денег не хватало катастрофически. Да только он никогда не жаловался и не сетовал, и такое отношение к жизни при таких скорбях поневоле восхищало. Прихожане вспоминают такой случай: храм повадился ходить бомж, здоровенный мужик, огромного роста. То покушать у батюшки попросит, то денежку. Однажды он обратился к алтарнику: «Ботинки нужны!» Тот ответил: «Ты слишком крупный, моя обувь тебе не по размеру – спроси отца Романа, может, он даст». Бомж к нему, а тот снял с себя ботинок и на свет показал: «Солнце видишь?» «Вижу», — смутился попрошайка. Через дыру в ботинке священника было видно солнце.
В марте 2010 года иерей Роман начал священническую деятельность в Никольском храме города Зея Амурской области. Едва освоившись на новом месте, она сразу проявил себя, как ответственный хозяин. Засучил рукава и принялся расчищать заваленный хламом двор, на территории храма его было не мало. Отец Роман и матушка Наталья покрасили забор, посадили розы – двор мигом преобразился. Не чурался батюшка и огородных работ — сам сажал картошку, окучивал, копал её, поливал огород, цветник. Сколь велики были старания батюшки о благолепии храма и его территории!!! Он видел всякую, неприятную глазам малость, стремился исправить, преобразить. Его стараниями для храма были сооружены золотые купола, благоустроена территория, начала свою работу воскресная школа. Как отец семерых детей и истинно заботливый папа, он трепетно следил за тем, чтобы все дети в обучении не нуждались ни в чём.
Порядок и точность отец Роман ценил во всём. Постепенно его заботами преобразилось и внутреннее убранство в храме — появились новые иконы, облачения, подсвечники. Возле аналоев практически всегда стояли свежие цветы. А к приближающемуся празднику Рождества Христова батюшка задумал подарок для всех православных жителей города — соорудить вертеп в беседке, которую сам и установил на территории храма.
И при всей своей занятости отец Роман умудрялся уделять внимание своей горячо любимой семье и всегда стремился помочь своей супруге. Господь благословил семью пастыря семью детьми, и тем отраднее, что отец Роман не считал зазорным помогать матушке по хозяйству или в присмотре за детьми: и воды принести, и дров наколоть, и печь натопить. А если надо — то без боязни оставался он с детишками один, не гнушаясь ни пеленки поменять, ни носы вытереть, ни кашу сварить. Отцовские обязанности были ему в радость и удовольствие, со своими детьми отец Роман управлялся легко, без тени раздражения. Он был для них не только воспитателем, но и другом, знал потребности, мечты, чаяния каждого
А матушка Наталья, его верная помощница и опора, всегда была рядом. Она и на клиросе пела, и читала, и в колокола била, и в доме управлялась безупречно. Оба они на всех приходах, где они служили, пользовались большой любовью прихожан. Правящие архиереи высоко ценили служебную деятельность о. Романа. Архиепископ Гавриил после своего посещения Сковородинского прихода назначил батюшку ключарем Благовещенского собора, такое впечатление оказала на него деятельность о. Романа.
Люди, которые имели счастье общаться с ним, отзываются о нем, как о добром и неравнодушном пастыре. Еще одно качество, которое было ему присуще – это безотказность. Скольким он помог делом, словом, своей молитвою, скольких утешил — не перечесть. Он был очень приятен в общении, незлобив, прост, открыт, потому как имел чистое православное священническое сердце, но, в то же время, строг, как подобает священнику — не позволял своим прихожанам распускаться. Он был лучшим слушателем и советчиком для многих. Общительный и открытый, он охотно встречался с людьми, нуждавшимися в его поддержке, не только в церкви, но и в привычной домашней обстановке, на предприятиях, на заставах. Отец Роман твёрдо верил, что Православная Церковь побеждает любовью и верой, что без Церкви нет спасения. Поэтому его главной заботой было привлечение в лоно Церкви новых прихожан.
И не только люди пользовались заботами и любовью батюшки: на порог его дома горожане частенько подбрасывали то котят, то щенят. Получив очередной такой «подарочек», отец Роман только плечами пожимал – непрошенного «гостя» кормили, выхаживали и пристраивали в добрые руки. Однажды на Пасху ученики воскресной школы выпускали голубей, и один голубь не полетел за стаей, а так и поселился на территории храма, живет он там по сей день. «Птичку нашу покормили?» — шутя, беспокоился иногда отец Роман.
Он имел бесценный дар простого слова, слова сочувствия, проникающего в самое сердце, но при этом почти никогда не говорил заумных проповедей. Его понимал любой прихожанин. И никогда отец Роман не оставлял самообразования. Он умел работать с литературой – целенаправленно и тщательно он готовился к каждой предстоящей проповеди, подбирал нужные слова, темы для бесед, чтобы достучаться до сердца каждого, пришедшего в храм. Он часто участвовал в светских мероприятиях, часто бывал в больничных палатах. Не жалел батюшка ни времени, ни своих сил, усердно поддерживая духовную жизнь одновременно на приходах Сковородино, Тахтамыгде, Соловьёвском прииске, станции Уруша, поселка Албазино.
И при всех своих успехах отец Роман остался в памяти многих одним из самых смиренных и скромных батюшек Благовещенской епархии. «Обычно когда мы, священники, собирались на праздничное соборное богослужение, — вспоминает один из знавших его батюшек, — то живо обсуждали последние приходские новости, шутили. Отец Роман обычно в разговорах участия не принимал, только кротко улыбался и молча взирал на окружающих с высоты своего могучего роста. Мог он и пошутить, но мягко, необидно, без издевок. Роману, видимо, суждено было стать священнослужителем. И не только потому, что священниками были его отец и брат, а значит, святая атмосфера церкви стала для него родной и близкой. Дело, скорее, в человеческих качествах — доброте, честности, открытости, умению поневоле притягивать к себе людей. Прямой и не унывающий, отец Роман отнюдь не требовал внимания к своей персоне, оставаясь простым и душевным человеком. Побольше бы таких людей!»
Отец Роман скончался в расцвете лет 21 декабря 2013 года от обострения давнего заболевания. Батюшка был настолько нестяжателен, что после его кончины у семьи даже не осталось своего жилья — слава Богу, помогли благотворители матушке приобрести небольшую двухкомнатную квартиру. «Ничего, — говорит матушка, — в тесноте да не в обиде. Живем потихонечку и вспоминаем нашего дорогого папу…»