Как учил Христос

Отец Александр Маслов родился и воспитывался, как многие современные священники, в обычной светской семье в городе Красноярске. Отец будущего пастыря был партийным работником, а мама ввиду частых болезней детей не работала. Семья была многодетной: у батюшки была еще сестра и брат-близнец. Несмотря на то, что семья жила не бедно, детей воспитывали довольно строго, избегая всяких излишеств и баловства.

Конечно, ни о какой церкви в семье работника райкома не могло быть и речи, хотя родители открыто никогда не выступали против религии и уважительно относились к верующим. Детей тайком окрестила бабушка, когда внучат привезли ей на лето: пригласила на дом священника, который и совершил таинство. Рядом с ним не было никого, кто мог бы дать ему основы веры, поэтому к Церкви он пришел сам, будучи юношей. А до этого он был обычным советским ребенком, и даже, по его собственному признанию, был в его жизни период, когда он высмеивал «ползающих на коленях и целующих иконы» верующих.

Тем не менее, как писал в своих воспоминаниях сам отец Александр, ему всегда нравились церкви и храмовая обстановка. И вот ближе к совершеннолетию молодой человек стал искать Бога, а потом произошло и его обращение. А повод к этому был такой: когда пришло время призыва в армию, во время прохождения комиссии врачи обнаружили, что молодой человек тяжело и неизлечимо болен.  В девятилетнем возрасте ему делали переливание крови, и вместе с донорской кровью занесли вирус гепатита С. Состояние Александра было таково, что медики дали ему жизни от силы пять лет. И тогда Александр дал обет: служить Богу и людям.

И вот в возрасте 18 лет будущий пастырь впервые переступил порог храма. Чтобы больше знать о своей болезни, он окончил медицинское училище, но, узнав о том, что есть такие люди — священники, и что любой верующий может стать священником, загорелся желанием принять духовный сан.

Начав свой путь на пути к воцерковлению, Александр активно занимался самообразованием. Можно сказать, что он не выпускал из рук книг: читал, читал, читал все свободное время и даже по ночам. Его эрудиция в духовных вопросах была такова, что ему не требовалось духовное образование: он самостоятельно постиг все богословские науки. Потом он при помощи местного духовенства организовал православный клуб молодежи, где он сам проводил встречи и беседы на самые разные темы. Очень быстро клуб стал популярен в городе, на его занятия приходили все желающие, и многие из числа молодых людей именно через этот клуб обрели веру.

Среди тех, кто начинал свое воцерковление через клуб, была и Марина Маленина. Девушка выросла в большой и очень дружной семье. У четы Малениных было шестеро детей  — большая редкость для советского времени. «Жили тяжело, но никакой помощи ни  у кого никогда не просили. Папа работал, а мама сидела дома и шила на заказ шапки, чтобы всех нас прокормить, — вспоминает матушка. — И все равно все считали, что наша семья объедает государство.

Думали, наверное, что мы получаем какие-то огромные пособия, выплаты на детей. Но на самом деле ничего не получали. Мама была очень любящей, нежной, женственной, поэтому рожала всех детей, которых давал Господь. Нет, она не была религиозным человеком, просто она была очень добрая.

В церковь она не ходила, но в ее душе все равно был какой-то страх Божий, и, бывало, когда мы детьми чего-то натворим или начинали ссориться, она нам всегда говорила: «Побойтесь Бога». Ну такая вера у нее была. Конечно, молитвам, обычаям ее никто не учил. Жили по совести, это и была ее вера».

Поэтому представления о религии у Марины были весьма размытые. Искала она Бога, хотелось узнать истину, но до поры до времени дорожку в храм девушка не знала. Встретились однажды Марине какие-то сектанты, рассказали о том, что все грешны, и только один Иисус безгрешен. Но Марина не обратила внимания на их доводы, забыла и о беседе, и даже имя это — Иисус — забыла. А потом, несколько лет спустя, знакомая, которая начала ходить в церковь, рассказала ей про Рай и про Ад, и про то, что все, кто в этой жизни не покается, прямиком пойдут в этот страшный Ад. И вот тогда Марина первый раз серьезно задумалась о своей жизни.

«Я знала одно — в Ад я не хочу. Я испугалась и решила, что мне срочно нужно в церковь. Вот так, со страха, можно сказать, и началась моя церковная жизнь, — говорит матушка Марина. — И с мамой, которая никогда не выступала против религии, неожиданно начались проблемы. Ей не нравилось, что я начала поститься, что я стала ходить на службы, читать молитвы. Она стала ругать меня за то, что я стала носить длинные юбки и платья. Я, честно говоря, такого не ожидала, но приняла это испытание — раз так происходит, значит, так надо».

И Марина начала ходить на богослужения, а там узнала, что есть такой клуб для молодежи. Пришла из любопытства, да так там и осталась, потому что познакомилась с Александром, и чуть ли не с первой встречи молодые поняли, что это судьба.

Александр сразу сказал Марине, что хочет быть священником. Он как раз готовился поступать в духовное училище: несмотря на его обширные познания, от духовенства требовалось наличие положенного образования. Ни страха, ни сомнений у девушки не было.  Единственное, о чем она подумала — достойна ли она быть женой священника? Но она доверяла своему жениху и ответила «Да», положившись на волю Божию и веря, что Господь не даст ей креста выше ее сил.

Через полтора года после знакомства молодые обвенчались, и через три месяца супруг Марины стал диаконом, а еще два месяца спустя — священником. Отца Александра сразу определили служить в Свято-Благовещенский храм города Красноярска, поручив еще ему послушание ключаря.

Молодой священник сразу активно включился в жизнь прихода. Богослужения, исповедь, долгие беседы с прихожанами, клуб, курирование православной газеты «Благовещенская» и встречи, встречи, встречи… Батюшка приходил домой поздно, уставший, просто падал без сил, на личную жизнь времени не оставалось, а матушке хотелось с ним поговорить, отдохнуть, погулять…

Как-то раз она не выдержала и высказала мужу, что он не уделяет ей внимания. «Ты должна понять, — ответил отец Александр, — в первую очередь у меня приход и Церковь. И только потом — ты». И Марина поняла. Были в семье и материальные трудности. И опять на жалобы молодой супруги отец Александр нашел нужные слова: «Денег будет хватать тогда, когда будешь ими правильно распоряжаться», — ответил он.

И все это время болезнь отца Александра прогрессировала. Постепенно, крадучись, она продолжала убивать его. Врачи дали инвалидность. Временами мучили боли в суставах, такие, что батюшка не мог ходить. Но, несмотря на это, батюшка был активен и занимался множеством дел: окормлял заключенных, служил, по-прежнему возглавлял молодежный клуб, когда-то организованный им,  читал лекции.

Было у отца Александра еще одно послушание, добровольно взятое им на себя: он переписывался с людьми, ищущими ответы на свои нелегкие вопросы. Ему писали со всей страны. И ночами, когда дети укладывались спать, батюшка отвечал на эти письма. И он не просто отвечал то, что думал, как делают многие духовники. Иной раз он часами вычитывал богословские книги, чтобы дать ответ, максимально близкий к учению Церкви, чтобы это были слова не «от ветра главы своея», а аргументированное, грамотное мнение.

«Когда он спал? Да, можно сказать, вообще не спал, — делится воспоминаниями матушка. — Мы ложились, а он садился на диван, обкладывался книгами и читал. А потом шел к компьютеру и писал свои ответы. Один раз я заглянула в его переписку — только одному человеку он написал двести тридцать два письма. Вы представляете, какая это была работа? А какие вопросы ему задавали? Это же не просто вопросы — за каждым письмом была человеческая жизнь. Кто-то разводился с женой и не знал, как жить дальше, у кого-то погибли дети, кто-то задавал богословские вопросы.

Помню, он один раз поделился — ему написал человек, который поменял пол, а потом он пришел к вере и теперь не знает, как ему жит дальше. Вот что можно было написать такому человеку? А он писал. Искал ответы и писал. До четырех, до пяти утра так трудился. На сон оставалось три-четыре часа в день. Видимо, благодать его поддерживала, что он, больной, мог так трудиться». Конечно, благодать поддерживала: вместо обещанных пяти лет отец Александр прожил двадцать один год.

Образованность батюшки и его стремление соответствовать евангельскому учению  Как учил Христос — вот были лавные слова для отца Александра. И всех, обращавшихся к нему, он наставлял в любви и смирении, уча жить по слову Божию. «Как-то раз были мы в Князь-Владимирском соборе, — рассказывает матушка Марина. — И вдруг подходит к нам мужчина, сторож собора, и спрашивает: «Батюшка, от меня жена ушла, а теперь назад просится, как быть?», а отец Александр сразу ему говорит: «Как учил Христос? Прощать до семижды семи раз. Конечно, простить».

Безусловно, Господь видел Своего верного слугу, и иногда по молитвам отца Александра, по его твердой вере происходили удивительные случаи. Однажды батюшку пригласили к смертельно больному мужчине, который пожелал перед кончиной принять крещение. Отец Александр покрестил его, дал ему наставление. А спустя некоторое время позвонили родственники больного и сообщили, что тот при смерти и хочет получить напутствие.

Отец Александр приехал к нему, но, когда он переступил порог квартиры, дети и супруга больного, которые все, кстати, были медиками, сообщили ему, что мужчина скончался. «Я знаю, — ответил батюшка. — Но Господь открыл мне, что он не умер и ждет причастия«. И священник прошел в комнату, где лежал больной, стал облачаться, и внезапно человек, которого три медика определили, как умершего, открыл глаза, сел на кровати, поисповедовался, принял Причастие и тут же уже окончательно отошел ко Господу. Известно об этом случае стало только после кончины самого батюшки — он из скромности и смирения, подобно древним святым, умолчал об этом.

Был еще один случай, когда безнадежно больной человек молитвами отца Александра приходил в себя ради Причастия. Приходила к нему как-то молодая девушка, с которой батюшка провел беседу. Потом девушка уехала из города, и в скором времени к батюшке пришли убитые горем родители: девушка попала в аварию и находилась в коме. Врачи не давали надежд на ее выздоровление. Отец Александр взял с собой все необходимое для крещения и причастия, пришел в отделение реанимации и начал читать молитву, во время которой девушка вышла из глубокой комы, и не только вышла, но и приняла крещение, смогла поисповедоваться, причаститься, и сразу после принятия Христовых Таин мирно скончалась.

Конечно, может возникнуть впечатление, что семья у отца Александра была на каком-то самом дальнем плане. Нет, это не так. Батюшка безмерно любил свою супругу и двоих детей, которых дал им Господь, дочь и сына. Любимым их занятием были прогулки по лесу, где на примере живой природы отец Александр учил детей любить Бога, познавать Его через красоту природы. «Его любви хватало на всех. Вся живность непременно была им обласкана, привечена, если есть возможность, то и накормлена. Коты, лошади, куры — все его. Однажды у нас в доме поселился паучок, я хотела выбросить его, но батюшка запретил, сказал, что он никому не мешает, и пусть живет. Этот паучок прожил у нас года два», — вспоминает матушка. Увлекался отец Александр и рукоделием: плел из бисера фигурки и цветы, и даже вышивал.

Наступила зима 2011 года. У отца Александра произошло ухудшение состояния. Его положили в больницу, но, несмотря на все принятые меры, он скончался. «Меня пустили к нему попрощаться, пока его еще не облачили, — всякий раз, вспоминая эти последние дни, матушка Марина не может сдерживать слез. — Вы знаете, на правой руке пальцы у него были сложены для крестного знамения. Он до последнего вздоха молился. До последнего вздоха он остался верен Богу!»

До сих пор отца Александра вспоминают в Красноярске. Все, кто общался с ним, кто знал его, сходятся в одном: батюшки не хватает. Не хватает его мудрого наставления, его юмора, его знаний, его дара утешать. И до сих пор ему на почту в день Ангела приходят поздравления: для духовных чад, для друзей он остался живым. Одна из прихожанок, узнав о его кончине, сказала: «Он ушел домой». И в самом деле — вся жизнь отца Александра, проникнутая Христовым учением и любовью к людям, проходившая в ожидании кончины в любой момент, в ожидании не книжном, а реальном, была дорогой домой — в Царствие Небесное, к Богу, Которого он так любил, и Которому прослужил двадцать с лишним лет.

Лилия Малахова

Информация

Дорогие друзья! Благодарим за проявленный интерес к нашему общему с Вами делу благотворительности. Мы публикуем на нашем сайте действительно нуждающиеся семьи. Только после тщательной проверки документов и подтверждений достоверности информации мы публикуем страницу для сбора пожертвований.

Сделанные Вами пожертвования в Фонд «Матушки» суммируются в течение месяца и распределяются пропорционально для каждой семьи, исходя из количества несовершеннолетних детей.

Касательно просьб помощи детям инвалидам на приобретение инвентаря или лечения, реабилитации мы также требуем прислать список документов (диагнозы, справки, назначения, счета, фотографии, паспорта и прочие справки и выписки), которые внимательно проверяют юристы, подтверждающие достоверность данных и необходимость в открытии срочного сбора для ребенка. Фонд несет ответственность за достоверность публикуемых данных и за своевременную выплату собранных средств Благополучателю.

Подписаться на новости о матушках и новые сборы
Loading
You helped
Николай пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Влад пожертвовал 4300р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Вячеслав пожертвовал 1200р. 13.07.2018
Егор пожертвовал 500р. 13.07.2018
Александр пожертвовал 70р. 13.07.2018
Олег пожертвовал 500р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 1500р. 13.07.2018
Максим пожертвовал 200р. 13.07.2018
Виталий пожертвовал 100р. 13.07.2018
Николай пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Влад пожертвовал 4300р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Вячеслав пожертвовал 1200р. 13.07.2018
Егор пожертвовал 500р. 13.07.2018
Александр пожертвовал 70р. 13.07.2018
Олег пожертвовал 500р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 1500р. 13.07.2018
Максим пожертвовал 200р. 13.07.2018
Виталий пожертвовал 100р. 13.07.2018
84