В четыре часа утра 27 августа 2021 года отошел ко Господу иерей Сергий Токаренко. В конце июля батюшка заболел коронавирусной инфекцией в тяжелой форме и почти месяц был в реанимации на искусственной вентиляции легких. Течение заболевания осложняла тяжелая форма сахарного диабета и гипертония. До последнего надеялись и верили, что батюшка выкарабкается, но чуда не произошло… Батюшки не стало. Похоронили отца Сергия рядом с его маленькой дочкой, как он и сам просил.
История этой семьи — это история лишений, потерь и редкого по нынешним временам терпения. В декабре 2017 года батюшка с матушкой похоронили третью дочку Марию, которая не прожила и двух лет, болела с рождения. Родители, борясь за ее жизнь, растратили все свои последние и без того скромные сбережения. Начиная с рукоположения отца Сергия и до его кончины, жили на беднейшем приходе, в селе, затерявшемся в Воронежских степях и меловых холмах, таком, где и прихожан почти не бывает. Когда приехали на приход, поселились в ветхом приходском домике — хата мазанка с крысами и сквозняками, где дети постоянно болели. Этот дом со временем они подремонтировали и подлатали, так что условия жизни стали более или менее сносными. Благоустраивали его как свой, все равно другого жилья не было. А после смерти отца Сергия матушке сообщили, что и эту хату надо освободить. Матушка, собрав детей, уехала жить к родителям, где очень непростые отношения с отцом, человеком жестким и властным…
Будущий священник Сергей Иванович Токаренко родился 13 октября 1972 года в семье колхозников в Воронежской области. Отец работал трактористом, мать — дояркой. Родители были совсем неверующие, скорее, атеистических и антицерковных взглядов. Когда Сережа начал ходить в храм, они смеялись над ним, совершенно не понимали его стремления, считая веру отсталым мракобесием. Тем не менее кто-то из родных крестил маленького Сережу еще в детстве, суеверно считая, что крестить детей надо, чтобы были здоровые, как говорили в народе, от сглаза. Мальчик даже убегал с крещения, не хотел креститься, словно его душа чувствовала кощунственную подоплёку такого подхода к таинству. Зерно веры созрело не сразу. Итак, в девять лет его крестили родственники, но осознанно он пришел в храм в 23 года. Вот тогда родные и подняли его на смех. Сергей изучал разные религии, искал истинный путь. Он именно умом понял, что истина в православии. По-видимому, ему важна была рассудительность в вопросах веры.
В 1990 году, по окончании средней школы, Сергей поступил в Павловский сельскохозяйственный техникум.
В 1995 году получил диплом по специальности «Мелиорация». После получения образования трудился разнорабочим на МТФ.
В то время его друг начал ходить в храм. Вместе с другом стал трудником в Задонском монастыре. Серьезно думал о монашестве, но понял, что монастырь не его путь, и стал задумываться о священстве. Но и жениться не думал, долго жил один.
Был алтарником и чтецом в храме святых апостолов Петра и Павла в селе Петропавловка Воронежской области. Настоятель отец Андрей Богатырев, служивший в этом селе, направлял молодого человека в духовном плане. В 2007 году по благословению настоятеля храма поступил в Воронежскую духовную семинарию. Тогда ему было уже 33 года.
С будущей супругой Мариной Сергей познакомился в городе Калач, в храме святого князя Александра Невского, куда его благословили на послушание. Матушке было 22 года, разница почти 12 лет. Потом отец Сергий так и говорил о своей довольно поздней женитьбе: «Я 10 лет ждал свою супругу».
22 октября 2007 году молодые обвенчались. К тому времени Сергей перевелся на заочное отделение семинарии. Нес послушание в храме святого Александра Невского в Калаче и одновременно помогал батюшке в Старой Криуши, где потом ему суждено было стать настоятелем. Жили в Калаче на квартире.
Священный сан Сергей принял не сразу. Еще пять лет прошло после женитьбы. Принятие поспешных решений было не в его характере. Он всегда долго молился, прежде чем убеждался, что о том, о чем он молится, есть Божье Благословение. У каждого человека разный путь, одни идут очень осторожно и взвешенно, другие стремительно.
15 февраля 2012 года, в праздник Сретения Господня, был рукоположен в священники митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. Сергея назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Старая Криуша Петропавловского района Воронежской области. В этом храме в советское время было зернохранилище, классическая ситуация того времени. Церкви, переделанные в хранилища зерна, овощей, станции ремонта техники и в лучшем случае в сельские клубы, — такими поруганными и изгаженными доставались храмы очень многим священникам, которые поднимали их из руин, одновременно поднимая из руин поруганные и истоптанные человеческие души. И батюшка Сергий не был исключением. На протяжении девяти лет он не только служил, но и постоянно занимался реставрацией церкви. Здесь в глубинке, можно сказать, самом захолустье Воронежской области, проблема вымирающих сел России была особо вопиющей. Брошенные дома, которые никому не нужны. Школы и медицинские пункты закрываются, люди уезжают в поисках лучшей жизни. Даже приезжие, которые в конце девяностых заполонили села (а это были турки, цыгане, осетины), даже они стали покидать села, что говорить о местных жителях, которые переселяются ближе к городам и благам цивилизации. Ужасная повсеместная бедность и нищета.
Весной 2012 года семья переехала в Криуши, в церковный дом при приходе, без воды и газа, тот самый, с крысами и сквозняками. Постепенно провели отопление и воду, сделали косметический ремонт. Начались восемь лет непростого служения. Храму Рождества Пресвятой Богородицы было уже 155 лет. Батюшка старался восстанавливать церковь, но никаких спонсоров не было. Только владыка давал деньги на ремонт. Все вкладывали в храм: постелили полы, сделали скважину, разделили храм на две части — летнюю и зимнюю. Но храм так и остался не отреставрированным окончательно. Полностью восстановить храм было мечтой отца Сергия, но её так и не удалось осуществить. Просить деньги на реставрацию у фермеров не хотелось. Один фермер даже написал жалобу на священника из соседнего села, что тот якобы вымогал у него деньги. Нерелигиозность людей, засилье самых дремучих языческих представлений было бедой этого места и других окрестных приходов. Здесь были и исторические причины. В тех краях всегда было очень много цыганских артелей, работавших на меловых карьерах, и много переселенцев из исламских республик. В конце девяностых в Криушах целая улица целиком состояла из приезжих турок, которые, не только не могли поддерживать местные храмы, но и привносили свою культуру. Прихожан всегда было мало, а те, которые считали себя православными, были далеки от истинного понимания христианской веры, взращивая самые разные народные и языческие суеверия. Батюшка пытался открывать воскресную школу, но пришлось оставить эту идею из-за того, что просто не было детей, желающих посещать её. Треб почти не было, самыми распространенными были отпевания покойников. Даже на праздники сложно было собрать людей: они смотрели на церковь как на ритуальное учреждение. Не было живой веры в сердцах. Приход и община держалась на единицах неравнодушных, горящих людей, которые и организовались еще в 2000 годах. В 2009 году в село приехал первый священник. Но не увидел никаких перспектив на таком приходе и уехал вместе с семьей в город. Тогда на этот приход и назначили отца Сергия.
У батюшки Сергия и матушки Марины родилось трое детей: Николай — в 2008 году, Ксения — в 2014 году, через два года после приезда на приход, Мария — в 2016 году, она очень часто болела и через полтора года, в 2017 году, умерла.
Смерть дочери подкосила всю семью и, главное, здоровье отца Сергия. Был очень тяжёлый период жизни, объездили множество врачей, самые разные клиники, врачи не могли поставить диагноз. Семья издержала все скудные средства на лечение младшей дочери. Все полтора года матушка с малышкой провели в больницах. И со здоровьем старших были проблемы, дети постоянно болели. Но малышка словно взяла на себя все горести.
Старшего сына Николая дети в школе дразнили и издевались над ним за то, что он сын попа: тогда много было турецких детей, которые имели влияние на всех остальных. Колю отправили учиться к дедушке и бабушке, другого выхода оградить ребенка от школьного буллинга не было. Батюшка тогда сорвался, говорил, что чувствует, что мало осталось и ему самому. У батюшки был диабет, состояние здоровья очень изменилось в худшую сторону после смерти младшей дочки. Машу похоронили в селе Меловатка, где живут родители матушки. Батюшка высказал желание, чтобы и его похоронили возле Маши.
3 июля 2021 года умер брат батюшки. Отец Сергий поехал в Павловск к родителям, после возвращения почувствовал себя плохо. Думали, что это усталость и обострение болезни после поездки и похорон брата. Становилось хуже. На КТ не могли попасть. 4 часа с температурой сидел в очереди, потом врачи отправили лечиться домой. Начал задыхаться, но и после этого не госпитализировали. Только 30 июля его отправили на скорой в Воронеж, в той же машине везли еще одну женщину, и отцу Сергию не хватило кислорода. Тогда на скорой он впал в первую кому. Поражение легких было почти 100%, но он прожил еще месяц в таком состоянии.
Перед тем, как уйти к Богу, батюшка исповедался, причастился и чувствовал себя хорошо — боль ушла. Но у матушки было страшное предчувствие, что это есть конец, облегчение перед кончиной. Врачи стали утешать, что есть шанс, что он поправится, ведь ему намного легче. Потом резко состояние ухудшилось, отец Сергий впал во вторую кому, из которой уже не вышел. Все дни болезни он очень хотел увидеть свою семью, друзей и прихожан, говорил, что сильно скучает без них. У батюшки было доброе, отзывчивое сердце. Все до конца молились за него и надеялись, что он вернется домой. Уже в реанимации отец Сергий написал матушке, детям и всем друзьям и знакомым: «Я вас всех очень люблю».
Матушка Марина осталась с двумя детьми. Работы у матушки нет. В селе, где они живут, нет никакой работы, а то, что есть, занято «своими». Жилья у них нет. Епархия не помогает. Матушка ищет работу в Воронеже, но пока ей везде отказывают. Матушка Марина не белоручка, все время переживает, что не может найти работу. Но желающих взять женщину с двумя детьми даже в городе Воронеже, где она хочет найти заработок, не много найдется. Ведь ей придется ездить в село к детям, жить вахтовым методом, да еще больничные никто не отменял. Матушка с детьми переехала к своим родителям, которые сами живут на пенсию и сейчас вынуждены фактически содержать и дочь, и внуков. Отец матушки уехал в Москву работать охранником, чтобы хоть как-то прокормить семью. Но сколько он сможет работать, неизвестно, у него тоже сложности со здоровьем — он пенсионер по инвалидности. К тому же терпеть характер отца, его упрёки куском хлеба очень сложно для только что овдовевшей женщины. Мы сможем помочь им выжить! Да, в этой семье речь идет не просто о благополучной жизни, а о выживании. Ваша помощь даст возможность семье почившего священника снимать отдельное жилье, питаться, обучать и лечить детей.