Мы часто задумываемся, что такое доверие Богу, как оно выражается? Существуют ли на свете люди, всецело доверяющие свою жизнь Богу, — как дитя доверяется своей матери? Кажется, что в полном доверии Богу живут лишь святые, подвижники-отшельники, монахи-схимники… И сложно в один ряд с величием святости поставить простого многодетного деревенского батюшку, который, спешит к больному и умирающему в любую погоду, пешком по разбитой дороге.
Будущий иерей Василий Глумаков родился 28 мая 1975 г. в поселке Подосиновец Кировской области, в самой обычной советской семье, где папа-инженер, мама-фармацевт, двое детей… и никакой религиозности или даже намека на религию! В храм родители не ходили, но тетя по отцовской линии была верующая и крестила всех племянников еще в младенчестве, поэтому Василий был крещен в детстве. Крестили — и забыли, как это часто бывало в застойные годы советской власти. А потом советская власть рухнула! Духовный застой в жизни этой семьи и тысяч ей подобных кончился — и стали происходить разные удивительные события.
Василий закончил школу, поступил в институт и задался вопросом, что же дальше? Поиск ответа был мучителен… Так бывает с теми, кто идет к вере непроторенной дорогой, кто не имел ориентиров в детстве, чье сердце само отозвалось на зов Господа. Тернистым путем пробирался Василий к Церкви — случились с ним и кришнаиты, и буддисты, и баптисты, — пока маленькую лодочку его веры не прибило к монастырю (Успенский Трифонов монастырь в Кирове), где ему и удалось сделать первые правильные шаги к истине.
Правда Божия покорила его! Душа молодого человека стала рваться к истине с такой силой, что в какой-то момент не устояла на царском пути, а ушла в другую крайность (но об этом — позже).
Василию не хватало духовных знаний и он бросил светский институт, учеба в котором уже не имела для него смысла, и поступил в духовное училище. В Евангелии есть замечательный эпизод, когда Апостол Филипп из Вифсаиды, пришел к своему другу Нафанаилу, чтобы поведать ему о Христе: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но благовестие друга показалось Нафанаилу сомнительным. Это именно тот случай, когда человеку необходимо увидеть все своими глазами: «Прииди и виждь» (Ин 1:46) В этой истории отца Василия вполне можно смело сравнить с апостолом Нафанаилом.
Дальше учебу пришлось прервать, так как Василия призвали в армию. Но Промысл Божий не оставлял его: служба проходила в городе Сарове, можно сказать, рядом с его любимым святым, Серафимом Саровским. Отец Василий считал это настоящим чудом, призывом к дальнейшему служению Богу.
Тем временем, в его родительской семье тоже происходят чудесные события. Родители не равнодушные к духовным исканиям сына, всерьез переживали его обращение ко Христу. Пока Василий служил в армии его папа, Виктор пришел к Богу. Господь сподобил его принять священный сан.
Из армии Василий вернулся совсем в другую семью: если раньше родители с подозрением взирали на его духовные стремления, то сейчас он внезапно оказался… сыном священника! Увы, без трудностей не обошлось: мама поначалу очень сложно адаптировалась к воцерковлению мужа и сына. Долгое время ей приходилось смирять себя, проявлять мудрость, — особенно, когда она стала матушкой. К счастью, любовь победила. Непонимания прошли, и в семье воцарилось единодушие.
С будущей супругой и верной спутницей, Надеждой, тезкой своей матери, Василий познакомился в духовном училище. На пять лет младше своего жениха, Надя была еще очень молода и юна, так как поступила учиться сразу после девятого класса. Молодые быстро поняли, что встретили настоящую любовь и обвенчались.
Поначалу все складывалось идиллически: молодые тихо и мирно жили, помогая отцу на приходе. Надя пела и читала на клиросе, а Вася прислуживал в алтаре. А потом случился очень странный поворот в жизни, — как раз тот самый перегиб в стремлении к вере и истине, о котором упоминалось выше. Матушка говорит, что это случилось от неофитства, незрелости и отсутствия опытных духовных руководителей. Надежда и сама воспитывалась в неверующей семье, росла с мамой, совета спросить было не у кого: она полностью доверилась молодому мужу.
В бурные девяностые страна кипела как котел, — и в Церкви было много разных горячих голов и течений. Наверное, этот процесс брожения был неизбежен: после целых семидесяти лет безбожия!
Тернист был тот путь: тяжело самим пробиваться вперед, когда утрачена духовная традиция, не у кого перенимать опыт духовничества и наставничества. О возвышенных целях церковности не думали. Порой просто некому было служить, петь, читать.
Вот и оказалась молодая семья в общине ультрарелигиозного толка, в захолустном селе Ровдино, где жили обособленным натуральным хозяйством, что называется, на картошке и морковке, ждали конца света и прихода антихриста, боялись ИНН и штрихкодов. Но, как говорят, нет худа без добра! Именно из этой общины, уже после ее распада, вышли несколько совершенно замечательных священников, среди них — и наш отец Василий. Этот опыт закалил и укрепил его как пастыря, дал духовную мудрость и твердые ориентиры.
—Господь нас так вел, — говорит матушка…
7 марта 1999 г. архиепископом Вятским и Слободским Хрисанфом рукоположен в сан диакона, 4 апреля — в сан пресвитера.
7 мая иерей Василий был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подосиновце, сменив на этом послушании своего отца, священника Виктора Глумакова. Обстоятельства назначения на настоятельскую должность в родном селе были трагичными: папа тяжело заболел после инфаркта и инсульта, не мог служить. Не смотря на загруженность на приходе, трудные семейные обстоятельства, молодые матушка с батюшкой еще год мотались между храмом в Подосиновце и общиной. Духовное переосмысление пришло, когда Надежда была беременна очередным ребенком. Жизнь продолжалась, идея православной деревни для спасения от антихриста сама собой ушла в прошлое.
Подосиновский район, родной для отца Василия, — самый северный в области. В 90 годы туда можно было добраться только на поезде. В этом дальнем уделе супруги прослужили четыре непростых года, пока отца Василия не перевели в Яранск вторым священником. Здесь он оставался уже до самой своей кончины. Яранск — старинный купеческий городок, до революции в котором было очень много церквей. В нынешнее время восстановлено три храма, и везде довелось отцу Василию послужить. Люди к нему шли, наверное, потому что он умел утешать:
—Держи конфетку и не грусти, — говорил батюшка, раздаривая всем сладости, которые сам, к слову, не ел.
—Надя дай конфетку.
—Зачем тебе конфетка? – отзывалась матушка.
—Пригодится, — отвечал батюшка.
Матушка со слезами вспоминает, как после похорон принесли подрясники мужа из храма, и в каждом кармане были конфеты.
—Безотказный был, — продолжает матушка свой рассказ, — на службу бежал, служил пять литургий в неделю, говорил, что некому служить. На требы, причащать больных, соборовать умирающих шел в любое время дня и ночи — пешком, на автобусе, если повезет, на попутке. Своей машины не было: была старенькая, да сломалась, новую позволить себе не могли.
Здесь так и хочется добавить, — вот такие они поповские «мерседесы» …
Матушка говорит, что у них в семье запрещено было слово «выходной», как ни старался отец Василий провести считанные выходные с детьми, почти никогда не получалось: обязательно куда-нибудь позовут.
А здоровье его было слабое с детства: после перенесенного когда-то бронхита, батюшка страдал обструктивной болезнью легких. Часто простужался, задыхался; постоянные пневмонии медленно, но, верно, его подкашивали. Не было возможности выезжать на море, а оно, как известно, лучший лекарь для болезней бронхов. Да и отпусков за все время служения у священника не было — всем батюшка был нужен, работа не отпускала.
Пока в Яранской больнице была соляная пещера, батюшка, как мог, поправлял свое здоровье, но ее закрыли — из соображений «государственной оптимизации».
Матушка говорит, что его отличительной чертой было полное доверие Богу. Он не искал ни более выгодного прихода — когда семья жила крайне бедно, ни более благоприятного климата — когда страдал от болезней. Отвечал, что если Господь позовет, значит позовет, тогда и пойдет — и на другой приход, и в другой климат.
Болезнь его прогрессировала, но батюшка не прерывал службы. Шел на требы: задыхался, но шел. И так утро-вечер, утро-вечер… На износ! Дома его не видели. Пришел домой — праздник.
После перенесенного Ковид здоровье батюшки очень сильно пошатнулось. Становилось хуже и хуже, за год сдал очень сильно, мучали постоянные пневмонии. К врачам обращался, получил инвалидность 2 группы и на этом все лечение… закончилось. За неделю до кончины стало совсем плохо, дышать без кислорода уже не мог, а в Киров на госпитализацию попасть было невозможно. Третьего марта 2023 года отец Василий покинул этот мир.
Несмотря на долгую и тяжелую болезнь, кончина отца стала тяжелым ударом для семьи. И дело, конечно, было не в бытовом участии батюшки в делах семьи. Все хозяйство и так было на матушке: она привыкла к любым трудностям, но жить без мужа привыкнуть невозможно. Он, как солнце, согревал всех в доме.
Специальность матушки Надежды — певчая в храме и многодетная мама. Господь дал супругам шестерых детей. Старшая дочь Анна, замужем, уже имеет двоих своих малышей, закончила медицинский университет, молодые супруги живут отдельно, в Кирове. Сын Андрей закончил Вятский государственный университет, преподаватель истории, сейчас служит в армии. Средняя, Настя закончила третий курс этого же университета.
На руках у матушки Надежды еще трое несовершеннолетних мальчиков, которых растить одной. Василию 17 лет, собирается в 11 класс. Арсений в 7 классе, Матвею всего 6 лет. В детский сад ребенок не может ходить из-за сильной аллергии.
Поддержать эту семью, в такой трудный для них период жизни, легко — всем миром! Даже маленькая сумма может стать каплей в море добра. Господь наш Иисус Христос оценил две лепты вдовицы выше многих сокровищ. Так и в деле помощи ближнему — малой лепты не бывает.
Все вместе мы можем сделать большое доброе дело.
Иерей Василий Глумаков клирик Благовещенского храма Архиерейского подворья города Яранска скончался 3 марта 2023 года после продолжительной болезни легких.
Матушка Глумакова Надежда Александровна
Дети: Анна 17.06.1998 г.р. Замужем, живет отдельно
Андрей 18.12.1999 г.р.
Анастасия 25.02.2003 г.р.
Василий 02.04.2006 г.р.
Арсений 07.08.2010 г.р.
Матвей 16.05.2017 г.р.
Семья проживает в г. Яранске Кировской области.