День Святой Троицы (Пятидесятница). Священник Даниил Сысоев
День Святой Троицы или Пятидесятница (греч. πεντηκοστή [ἡμέρα]) — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает Троицу в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.
В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с днем Пятидесятницы, с днем сошествия Святого Духа на апостолов, с днем явления Единосущной Нераздельной святой Троицы! В день Пасхи Господь дал своим ученикам дар от Духа Своего. Это еще не было полнота, но тем не менее он предвосхищал сегодняшний праздник, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов. И тем самым преобразил, переделал, переквасил апостолов, сделал их новыми существами причастными новой жизни, и ввел их, а через них и всех нас, в Царство Божие на земле.
Примечательно вспомнить воскресенье Христа, апостолы сидят в маленькой запертой комнате страха ради иудейского (Ин. 20:19), обсуждают исчезновение тела из гробницы, и тут Христос проходит через запертые двери, и дает им Живоначального Духа, избавляющего их от грехов. Христос дуновением Своим разгоняет затхлость этой комнаты. На самом деле, весь этот мир – это огромная затхлая комната, в которой люди находятся под гнетом смерти, скованы пространством и временем, они закованы в узы тления и распада. Куда бы человек не шел, он несет гибель и тление вместе с собою.
Человек, живущий в этой маленькой комнате, только и вынужден заниматься борьбой за кусочек маленькой земли, на которой он находится. Недаром все человечество со времен грехопадения, только и занимается разделениями. Сначала мы с вами помним как разделились муж и жена, которые стали друг друга стесняться, муж свалил вину на жену, жена оказалась чужой для мужа. Это разделение продолжилось и дальше, брат восстал против брата. После потопа появились расы, после вавилонской башни – нации, как великое проклятье Бога. Человек стал драться за границы, ресурсы, богатство. От сюда возникают и войны, и ненависть, и жестокость, которые царят в этом мире. Нации были созданы Богом, оберегая людей от великого зла, от единства ненависти людей против Бога. Но нации не давали человеку в полной мере почувствовать в другом человеке своего собрата, который тоже создан по образу Божьему, и который тоже должен стать дитем Отца Небесного.
И вот в этот затхлый воздух врывается ураган Святого Духа, который пришел по ходатайству Иисуса Христа, упросившего Отца дать людям Утешителя: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).
Дух Святой изливается на нас, Он как благодатная река извергается с Небес и омывает скверну греха, омывает нечистоту, наполняет силой и жизнью. Он выдувает из нас смрад нашего самолюбия, национализма, эгоизма. Дух Святой делает людей чадами одного Отца, членами одного единого народа, который говорит на множестве разных языков. И Дух Святой, дал дар Пятидесятницы – дар многоязычия, как преодоление разделения Вавилона. Этот дар, когда на множестве языков провозглашается одна единственная весть о Троице Единосущной и Нераздельной, которая не осталась в своей безмерной запредельности, Которая пришла к нам, потому что через Сына в Духе Святом мы имеем доступ к Отцу.
Мы с вами уже стали не русскими, не татарами, не евреями, не чеченцами, а православными христианами – народом Божиим, который славит единого Бога везде! И на всей планете раздается многоголосый, но единый гимн в честь Святой Троицы. Это удивительное единство создается не человеком, а Богом. Бог создает великое единство людей, преодолевает разделение и раздробленность, которые были благом на пути сатане, но которые стали злом, когда стали мешать в распространении благовестия. Сегодня в день Пятидесятницы, мы отмечаем день рождения нашей Матери – Православной Церкви, которая родилась в пламене Святого Духа, в великой сионской горнице.
Православная Церковь включая в себя все народы, собирает их для величайшего похода, как Господь предсказывал: «Верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).
Церковь нас собирает ко Христу, мы входим в единство со Христом в крещении, преображаемся по Христу, становимся христоподобными силой Святого Духа, который увенчивает нас и выводит из этого мира. Далее мы попадаем на сборный пункт, где мы ожидаем подхода от старших, тех кто позже родился, дольше трудился, чтобы преобразиться. А вот когда вся наша армия соберется вместе, то Дух Святой нас заберет на Родину, мы с вами сбежим в Небо. Наша Родина за пределами космоса, там где Бог. Мы найдем нашу Родину там, где Бог-Отец собирает к себе своих объединенных вместе, невзирая не на цвет кожи, не на происхождение, богатство, не на греховное прошлое, лишь бы человек изменился, преобразился, и облагоухался Духом Животворящим, лишь бы он расцвел. Дух Святой источник всякой жизни и всякого преображения, Ему принадлежит «вина» всякого спасения, потому что на кого Он по достоинству вдохнет, тот быстро поднимается с земли, у него вырастают крылья, и он возносится к Небесам.
Этот Дух, окрыляющий, возвышающий нас, пришел сегодня к нам, и мы стоим сегодня перед Ним и ждем Его дуновения. Он уже с нами, ибо в таинстве Миропомазания, мы получили Духа, мы причастны Святому Духу и помазаны Им в день, когда мы крестились и получили Его печать. Но мы просим, чтобы Он подействовал в нас, пришел и поставил внутри нас шатер, как в древности Бог в Скинии действовал среди Израиля, так пускай и Дух Святой войдет и в наше сердце, и в нем поставит себе Скинию. И пускай мы с вами будем вместе певчими великого хора, у которого финансист, регент, управитель – Дух Святой, который ведет нас и дает нам петь Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. В Святом Духе мы познали тайну Троицы, и благодаря Ему мы освящаемся и причащаемся и объединяемся с ангелами. Святой Дух источник жизни и для ангелов и для людей.
Пускай никто из нас не будет мертвецом, пускай Дух Святой подует на нас и все мертвенное из души нашей и из тела выдует. И чтобы в день нашего великого сбора, в день когда Господь придет собрать к Себе своих, Дух Святой вознес нас, преобразил, оживотворил, и чтобы мы жили вечно в Царстве Святого Духа, где царствует вечно Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная. Которой мы поем, которой мы благословляем, которой мы благодарим, которую мы величаем, надеясь каждый день и утром, и днем, и вечером, и приклонив колена возносим ей благодарственные молитвы.
Да поможет нам в этом Господь Всемогущий! Храни вас Господь!
Тропарь (глас 1)
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Кондак (глас 2)
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
14 июня 2019 г.